В какие технологии предлагает вкладываться «Изовак»
Компания «Изовак» планирует реализовать проект по созданию производства солнечных элементов на гибкой основе CIGSlim. Для осуществления этого проекта уполномоченная компания United Capital проводит поиск инвестора, готового вложить средства в продолжение научно-исследовательских работ по разработке технологии производства и созданию самого производства. Суммарный объем необходимых инвестиций для первых двух этапов – $7 млн.
Как считают специалисты компании «Изовак», солнечные элементы на гибкой основе значительно расширяют области применения солнечной энергетики в быту и промышленности по сравнению с уже традиционными твердыми солнечными панелями. В частности, гибкие солнечные элементы могут использоваться в строительстве (черепица, гибкие кровельные материалы, стеновые декоративные и теплоизоляционные материалы), а также в бытовых устройствах (сотовые телефоны, туристическое снаряжение, автомобилестроение).
В настоящий момент завершена первая стадия проекта: разработана масштабируемая технология формирования модулей CIGS солнечных элементов с эффективностью 11,3% (в дальнейшем эффективность планируется повысить до 12,8% – 13,7%).
Для следующих этапов компания «Изовак» ищет инвесторов, чтобы предложить им в обмен на инвестиции долю в создаваемой под проект компании (SPV), которая и станет правообладателем всех полученных в проекте ноу-хау. Реализовывать проект планируется в три стадии. В ходе первой (R&D) будет отработана маршрутная технология и создан лабораторный комплект оборудования производственной мощностью 0,5 МВт в год. На это потребуется около года и $1,33 млн инвестиций. Результатом второй фазы продолжительностью также около года станет серийное производство гибких солнечных элементов на 5 МВт в год. Объем необходимого финансирования этого этапа — $5,67 млн. На третьей стадии проекта планируется расширение производства до 25 МВт в год и выше, но это уже будет осуществляться за счет привлечения заемного финансирования в размере $13,8 млн.
По расчетам компании United Capital, в случае успешной реализации инвестиционного проекта годовой объем продаж при полной загрузке (через год после начала производства) составит $25 млн, чистая прибыль начиная с третьего года после запуска производства – $9,7 млн в год. Срок окупаемости инвестиций при ставке дисконтирования 12% составляет 5,8 года (включая первую стадию научно-исследовательских работ).
Подробнее рассказать об этом инвестпроекте «Бизнес-ревю» попросил Виктора СТЕПАНОВА, управляющего партнера компании United Capital.
– Какова сейчас в мире конъюнктура рынка солнечных элементов?
– Рынок солнечной энергетики сейчас переживает сложный этап, можно даже сказать, кризис. Перед этим был подъем отрасли: на 2008 год пришелся пик инвестиций в солнечную энергетику, в инсталляции солнечных панелей. Однако, после того как с жестким демпингом на рынок вышли китайские компании, скопировавшие перед этим существующие технологии, многие компании были вытеснены с рынка и закрыли свои производства. В частности, прекратила деятельность даже довольно известная американская компания Solyndra, которая получала финансирование в том числе и от администрации Обамы.
Спрашивается, зачем при таких стартовых условиях стремиться на этот рынок? Но, во-первых, любая отрасль и рынок развиваются циклически. А во-вторых, это не спад объема инвестиций – на самом деле инвестиции в сферу солнечной энергетики с каждым годом растут. То, что сейчас происходит, это жесткая конкуренция, в которой производители стараются найти баланс между эффективностью и себестоимостью изготовления на ватт мощности.
Компания «Изовак» решила не идти на рынок твердых панелей, где очень сильная конкуренция, а выбрала для себя нишевый продукт – гибкие солнечные элементы. В этом сегменте большие перспективы. В субтропиках, например на Гавайских островах, благоприятный климат для солнечной энергетики, но из-за частых тайфунов там невозможно применять обычные солнечные панели – их попросту сдувает с крыш. А гибкие солнечные элементы, приклеенные к крыше, прекрасно держатся. Таким образом, наиболее интересный регион для сбыта подобной продукции – субтропики. Вторая ниша – это устройства для туристов, экспедиций: рюкзаки, палатки, тенты с солнечными батареями, складные батареи. Покупатели этой категории готовы платить на порядок больше за легкие и надежные гибкие солнечные батареи. Третий перспективный сегмент потребительская электроника: зарядные устройства с солнечными батареями. Чехлы с фотоэлементами для популярных моделей телефонов уже завоевывают свое место под солнцем.
– На какой стадии находится реализация инвестпроекта?
– Есть образцы продукции, которые уже можно показать. Но некоторые технологические решения еще не проверены. Чтобы это сделать, необходимо изготовить оборудование и заложить в него эти технологии. Для этого этапа как раз и ищутся финансовые партнеры: чтобы создать совместное предприятие, в которое «Изовак» со своей стороны внесет нематериальный актив в виде научных разработок и ноу-хау. Что касается выбора площадки для производства, то рассматриваются разные варианты: Беларусь, Тайвань, Китай.
Непосредственно поиском инвестора «United Capital» занимается около года: мы структурировали сам проект, помогли сформировать инвестиционную стратегию, чтобы было понятно – с цифрами и экономическим обоснованием, – что мы предлагаем партнерам и как будет меняться стоимость компании по мере развития бизнеса.
За последний год мы участвовали в специализированных форумах, вели переговоры с инвестиционными фондами и венчурными компаниями. Интерес есть, но одни уже инвестируют в солнечную энергетику, другие готовы профинансировать, однако не всю сумму проекта, а лишь подключиться к основному финансовому партнеру, который взял бы на себя львиную долю. Та же ситуация и с партнерами «Изовака» в Юго-Восточной Азии: они тоже поучаствовали бы в этом проекте, но не на всю сумму.
Думаем обратить внимание на регион Ближнего Востока – это в плане солнечной энергетики развивающийся рынок. Там начинают понимать, что запасы нефти исчерпаемы, а географическая широта для солнечной энергетики очень благоприятная. Но американцы и немцы, которые являются технологическими лидерами в солнечной энергетике, неохотно передают технологии в этот регион. Потому что эти же технологии применяются и в оборонной промышленности, а оборудование может иметь двойное назначение. Таким образом, из-за политики сотрудничества не получается. С учетом же того, что у Беларуси, наоборот, внешнеполитический вектор – это Южная Америка и Ближний Восток, есть реальная возможность найти стратегических партнеров в упомянутом регионе.
Что касается России, то там сейчас приоритет в плане инвестирования отдается другим сферам – ветроэнергетике, когенерационным установкам.
– А в Беларуси инвесторов нет? Или у национального бизнеса нет денег?
– Я бы не сказал, что нет денег, ведь $1,5 млн на первом этапе, чтобы снять неопределенность относительно перспективности технологии, – это совсем небольшие деньги. Однако, инвестируя в определенные области, люди предпочитают быть специалистами в них. Солнечная же энергетика – совершеннейшая экзотика. Зачем это инвестору, если всегда есть альтернатива вложиться во что-то другое?
В то же время в Беларуси еще осталось несколько компаний, чей интерес мы могли бы вызвать, – я имею в виду производителей металлической черепицы и других стройматериалов. Мы пытались выйти на мировые компании в этой сфере, но они уже сами занимаются подобными разработками. Возможно, теперь нам стоит обратить внимание на белорусских производителей.
– Насколько срок окупаемости проекта, по вашему мнению, интересен для инвестора?
– Пять-восемь лет – это интересный срок. Но указанная окупаемость рассчитана для той ситуации, когда производство развивается постепенно. Если делать бизнес по продаже оборудования и технологии, то цифры могут быть гораздо привлекательнее.
– Один из вариантов размещения производства – это Китай. Существует ли опасность, что китайцы скопируют технологию и будут демпинговать?
– Скорее всего, конечно, скопируют. Но центр технологий будет находиться в Минске, все передовое будет только у нас. А в Китае – только то, что идет в серию. «Изовак» не стоит на месте, технология будет совершенствоваться, поэтому ничего страшного в копировании я не вижу.
– Сколько можно ждать инвестора? Не устареет ли проект, скажем, через год?
– Действительно, определенные сроки есть, ведь технологии постоянно развиваются. Но гибкие солнечные батареи – это не единственное начинание «Изовака». Да, технология устареет со временем, но через год у нас будут уже новые проекты.
Бизнес-ревю, №1 (104), февраль 2013
Статья опубликована на сайте автора stepanov.by.
Вам может понравится прочитать и эти материалы