Владимир Никитин, опираясь на свою практику, рассказывает, как первым лицам бизнеса работать с балансом предприятия. Так, чтобы лучше понимать, что происходит в компании и влиять на будущее.
– Начну с нескольких наблюдений и фактов.
1. Большинство предпринимателей не любят работать с отчетами. Копаться в цифрах для многих – скучная и утомительная рутина. Эту работу, как правило, передают бухгалтерам, экономистам или финансовым аналитикам.
Хорошо, если сотрудник финансовой службы понимает модель зарабатывания и может разобраться в причинно-следственных связях между управляемыми и внешними факторами, с одной стороны, и финансовым результатом – с другой.
Но чаще встречается ситуация, когда экономисты в компании выполняют роль «счетоводов», не утруждая себя задачей глубоко погрузиться в «молекулярную структуру» бизнеса, чтобы понять: на чем компания больше всего зарабатывает, какие клиенты/продукты являются убыточными, как повысить доходность и обеспечить при этом положительный денежный поток.
2. Потребность в оперативной, достоверной, структурированной отчетности возрастает с ростом масштабов бизнеса. На этапе становления у начинающего предпринимателя (он же – руководитель) элементарно не хватает времени, чтобы разобраться в финансовых вопросах. «Мне некогда. Я деньги зарабатываю». В дальнейшем приходит понимание, что управлять интуитивно, по наличию денег в «тумбочке», становится все рискованнее. Появляются первые осознанные вопросы:
- Какова точка безубыточности?
- Сколько денег я могу (безболезненно для компании) изъять из оборота?
- Сколько стоит мой бизнес (доля)?
3. В условиях кризиса (а точнее – новой реальности) дружить с «цифрами» становится жизненно необходимо. Чтобы, как минимум, понимать, какие причины повлияли на сегодняшний финансовый результат (факторный анализ и широкая аналитика как конкурентное преимущество). Как максимум – строить счетные сценарии и с помощью модельных расчетов «взвешивать» влияние различных решений.
Ответ на главный вопрос собственника «Где деньги?» «зашит» в балансе.
На практике же, по моему наблюдению, подавляющее большинство руководителей при принятии решений не используют балансовый отчет, так как попросту не понимают его содержания, и, соответственно, не видят в нем практической пользы.
Причина проста: традиционная форма бухгалтерского баланса (активы-пассивы) изначально ориентирована не на внутренних, а на внешних пользователей. В частности, в ней не отражены группировки статей по видам деятельности (операционная, инвестиционная, финансовая), а значит, не так-то просто увидеть взаимосвязи между движением денег, доходами-расходами, структурой инвестированного капитала и его источниками.
Вот так выглядит баланс глазами бухгалтера (здесь в качестве примера привожу сокращенный вариант бухгалтерского баланса, только основные разделы):
Что в этой форме не так?
Структура бухгалтерского баланса не позволяет прозрачно, без определенной перегруппировки статей ответить на 3 ключевых вопроса собственника:
1. Сколько всего капитала – и собственного, и заемного – инвестировано в бизнес?
2. Куда вложены средства, взятые у поставщиков капитала (собственника, кредиторов)? Т.е. сколько денег вложено в основной капитал, сколько – в оборотный капитал и какой остаток денежных средств на расчетных (в т.ч. депозитных) счетах и кассе предприятия доступен для использования?
3. Какова структура финансирования бизнеса с точки зрения сроков возврата капитала (соотношение долгосрочных и краткосрочных источников) и источников (собственные и заемные)?
Баланс глазами собственника выглядит так:
Баланс для собственника имеет другую смысловую нагрузку.
Слева вместо категории «Активы» – «Инвестированный капитал» – результаты инвестиционных и операционных решений.
Справа вместо категории «Обязательства» и «Собственный капитал» – «Источники капитала» – результаты финансовых решений.
Структура инвестированного капитала отвечает на вопрос: куда вложены деньги?
Структура источников капитала задает фактор времени (временной ценности денег), который влияет на операционную доходность бизнеса.
Что важно увидеть собственнику в балансе?
Помимо ответа на 3 вышеупомянутых вопроса баланс в новом формате (особенно если он отражает не факт, а план или прогноз) позволяет уже на этапе его построения проводить первичную финансовую диагностику, а именно, определять потребность бизнеса в оборотном капитале.
Оборотный капитал – это «масло для двигателя, чтобы он работал без сбоев».
Включает в себя активы и обязательства, связанные с операционной деятельностью. Потеря ликвидности или кассовые разрывы у руководителя, прежде всего, ассоциируются с дефицитом оборотного капитала. С другой стороны, когда оборотный капитал «раздут» – тоже плохо, компания не использует ресурсы для новых проектов либо погашения кредита.
На практике категория оборотный капитал, к сожалению, не часто используется нашими руководителями как объект управления ликвидностью бизнеса. Скорее в фокусе находятся отдельные его элементы (запасы, «дебиторка», кредиторская задолженность) через показатели оборачиваемости.
Во всем мире оборотный капитал – это источник скрытого финансирования.
Простой пример: чтобы повысить ликвидность, нужно снизить потребность в оборотном капитале, то есть уменьшить дебиторскую задолженность и запасы, одновременно увеличив кредиторскую задолженность. Сегодня этот вопрос особенно актуален для белорусского бизнеса.
Еще 2-3 года назад, в период роста экономики, многие белорусские предприятия в погоне за долей рынка и оборотом активно наращивали запасы и «дебиторку», не особенно «отжимая» поставщиков на более длинные отсрочки. Денег хватало на текущие потребности, как результат – вопросу повышения эффективности за счет внутренних резервов уделялось минимум внимания.
Сегодня, когда объемы продаж снизились, грамотная оптимизация затрат на предприятии, а точнее - оптимизация оборотного капитала позволяет высвободить до 30% вложенного капитала и, тем самым, снизить потребность в кредите.
Главное – понимать, где деньги лежат и сколько они стоят: не покупать впрок полуфабрикаты, сырье и материалы только лишь потому, что инфляция и «завтра все подорожает».
Оборотным капиталом я рекомендую управлять через его нормирование к выручке.
Более быстрый темп роста оборотного капитала по сравнению с динамикой продаж (при прочих равных, без учета фактора сезонности и др.) свидетельствует о том, что нарастают риски потери ликвидности.
Второй важный аспект, который вскрывает баланс для собственника – это политика финансирования потребности компании в оборотном капитале.
Большинство финансистов-практиков рассматривают управление оборотным капиталом с точки зрения оперативного (не стратегического) финансового менеджмента, цель которого – оптимизация запасов и дебиторской задолженности. Их больше интересует не источники финансирования, а возможный избыток оборотного капитала в ситуации, когда «раздуты» запасы, увеличивается просроченная «дебиторка» и, как следствие, не хватает денежных средств для исполнения текущих обязательств.
Вечный дефицит «оборотки» – вот что составляет основную заботу финансового директора. Ему, образно говоря, не до стратегии.
Для финансирования дефицита многие компании прибегают к краткосрочным банковским кредитам.
Но «короткие» деньги вредны для бизнеса – ухудшают его ликвидность. Мало кто задумывается, что в условиях кризиса финансирование преимущественно за счет краткосрочных источников чревато риском неплатежей, поскольку «короткие» деньги нужно непрерывно воспроизводить, и в какой-то момент может произойти сбой – в силу законодательных ограничений (вспомните, например, ситуацию на финансовом рынке Беларуси в начале 2015 года) или недостаточного залогового обеспечения.
И тогда компания попадает на кассовый разрыв со всеми вытекающими последствиями.
Вывод: поддержание непрерывной ликвидности бизнеса – вот что в первую очередь должно волновать финансового директора. Для собственника баланс становится важнейшим инструментом для управления ликвидностью, но уже на стратегическом уровне.
Подход здесь следующий: чем большая доля оборотного капитала финансируется из краткосрочных источников, тем более агрессивную (не сбалансированную) финансовую политику реализует компания.
Оценочным индикатором выступает коэффициент стратегической ликвидности:
(Долгосрочное финансирование – Основной капитал) / Оборотный капитал
Универсального норматива у этого показателя не существует. Оптимум во многом зависит от отраслевой принадлежности и, конечно же, финансовой политики предприятия.
Улучшить ликвидность в долгосрочной перспективе можно через привлечение «длинных» кредитов и снижения «аппетита» акционеров, т.е. увеличение нормы реинвестирования чистой прибыли.
Как провести трансформацию?
Баланс предприятия для собственника формируется по видам деятельности аналогично структуре отчета о движении денежных средств (ОДДС).
Начинаем с левой части баланса.
Шаг 1. Вместо категории «Активы» формируем категорию «Инвестированный капитал».
Отмечу важный для понимания момент.
Активы не есть инвестированный капитал. Это экономические ресурсы, которыми владеет или которые контролирует предприятие. Они могут быть сформированы как за счет условно-бесплатных пассивов (например, задолженности поставщикам), так и за счет платных обязательств (собственного капитала и кредитов, по которым начисляются проценты).
Капитал же, как и любой другой фактор производства, всегда чего-то стоит, т.е. имеет свою стоимость.
Шаг 2. В структуре инвестированного капитала выделяем:
- основной капитал
- оборотный капитал
- деньги и их эквиваленты
Основной капитал некорректно отождествлять с долгосрочными активами (раздел классического баланса), поскольку он включает в себя не только активы, но и обязательства. Причем только те, которые сформировались в результате инвестиционной деятельности. Например, авансы, выданные на покупку материалов для строительства склада и кредиторскую задолженность перед поставщиками оборудования.
Таким образом, раздел «Основной капитал» получаем исключением из раздела «Внеоборотные активы» бухгалтерского баланса тех операций, которые связаны с текущей деятельностью (например, долгосрочной дебиторской задолженности покупателей) и добавлением активов и обязательств, связанных с инвестиционной деятельностью (например, авансов и кредиторской задолженности перед поставщиком оборудования).
Оборотный капитал формируем из раздела «Текущие активы» бухгалтерского баланса добавлением со знаком «минус» краткосрочной кредиторской задолженности (перед поставщиками товаров и услуг, авансы полученные, налоги и сборы, по оплате труда, прочие краткосрочные обязательства, включая начисленные проценты по кредитным и лизинговым договорам).
Краткосрочная задолженность в виде основного долга (тела кредита, займа) остается в правой части баланса.
На практике некоторые финансисты включают в оборотный капитал деньги и их эквиваленты. Однако я не сторонник такого подхода, поскольку деньги в бизнесе возникают как результат всех трех видов деятельности, и поэтому рекомендую выделять категорию «Деньги и их эквиваленты» в отдельный раздел баланса как часть инвестированного капитала.
Переходим к правой части баланса.
После проделанных трансформаций в пассивах у нас остались «Источники капитала» – собственный капитал, а также краткосрочные и долгосрочные кредиты и займы, предоставленные профессиональными кредиторами за вознаграждение в виде процентов. Все это является результатом финансовой деятельности.
Источники капитала группируем по срокам возврата:
1. Долгосрочное финансирование – раздел, который включает в себя:
- Капитал и резервы – полностью соответствует аналогичному разделу бухгалтерского баланса
- Долгосрочные кредиты и займы, включая лизинг
2. Краткосрочное финансирование в виде краткосрочных кредитов и займов.
Ниже привожу типовую структуру баланса для собственника. Для наглядности структуру разделов инвестированного капитала показываю через Активы/Пассивы:
Для лучшей связи баланса с отчетом о движении денежных средства – долгосрочные активы в основном капитале часто расшифровывают, показывая первоначальную стоимость и начисленную амортизацию отдельными строками.
Для удобства работы с консолидированным балансом холдинга элементы оборотного капитала (запасы, дебиторская задолженность, кредиторская задолженность) желательно раскрывать с детализацией по внутрихолдинговым и внешним операциям.
Читайте также: независимый директор - это востребованная услуга для крупных предприятий?
Напоследок хочу привести слова известного белорусского предпринимателя Олега Хусаенова, основателя и генерального директора управляющей компании фонда прямых инвестиций «Зубр Капитал» (из его выступления на форуме «Бизнес Будущего»):
«Не знаю, насколько это звучит побудительно – надо смотреть свой баланс. Это, конечно, рутинно, трудно. Но я люблю смотреть на баланс предприятий – в нем, как в зеркале, все отражается. Не ленитесь это делать. Если сами не можете, то попросите [наймите] кого-то».
Продолжение следует.
Статья опубликована на сайте probusiness.io.
Вам может понравится прочитать и эти материалы